RSS

Развитие Москвы как МФЦ

О направлении

ПОДПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ МОСКВЫ КАК МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА НА 2012-2018 ГГ.»

О подпрограмме:

11 октября 2011 года на заседании Правительства Москвы была утверждена Государственная программа города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012–2016 годы», направленная на достижение уровня экономического и социального развития города, характерного для государств с развитой экономикой. Координатором программы является Департамент экономической политики и развития города Москвы.

Подпрограмма «Развитие Москвы как международного финансового центра на 2012–2016 гг.» стала составной частью общей Программы.

В ходе актуализации показателей Государственной программы Правительством Москвы было принято решение о продлении сроков ее реализации до 2018 года (постановление Правительства Москвы от 5 августа 2014 года № 441-ПП).

Основные цели подпрограммы:

Развитие возможностей города Москвы для его функционирования как международного финансового центра в сферах финансовой, банковской, биржевой инфраструктур и всех видов страховой деятельности, инфраструктуры города Москвы, улучшения инвестиционного климата.

Основные задачи подпрограммы:

— формирование транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, соответствующих международным стандартам и качеству жизни;

— обеспечение безопасности пребывания физических лиц на территории города Москвы;

— разработка и реализация проектов и программ в сфере финансовой грамотности старшеклассников и учащихся профессиональных образовательных организаций, а также повышения финансовых компетенций педагогических работников, методистов и руководителей образовательных организаций;

— содействие развитию финансовой инфраструктуры, предпринимательского климата в городе Москве;

— формирование положительного восприятия международным деловым сообществом города Москвы как динамично развивающегося МФЦ;

— привлечение финансовых ресурсов населения в финансовую систему города Москвы, рост экономической активности населения.

Мероприятие подпрограммы:

Мероприятие «Разработка и реализация стратегии позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра на международной арене» нацелено на формирование у деловой аудитории репутации Москвы как города, привлекательного для бизнеса, инвестирования и открытого для взаимовыгодного внешнеэкономического сотрудничества.

В 2012 году Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы выступил инициатором проведения социологического исследования восприятия города Москвы как международного финансового центра (МФЦ) мировым деловым сообществом и анализа сильных и слабых сторон города Москвы как развивающегося финансового центра (SWOT-анализ).

Широкомасштабный опрос в виде анкетирования, телефонных и глубинных интервью 238 зарубежных респондентов из числа руководителей крупнейших (с объемом собственных чистых активов более 1 млрд. долл. США) инвестиционных компаний, фондов прямых инвестиций, компаний-эмитентов ценных бумаг, инвестбанков, страховых компаний, коммерческих банков (с активами не мене 10 млрд. долл. США) показал, что восприятие респондентами Москвы оценивается скорее как негативное: институциональные проблемы, связанные с Россией (неэффективное правовое регулирование, административные барьеры и т. д.), препятствуют развитию бизнеса в Москве. Кроме того, в международных СМИ сложился отрицательный образ Москвы. Эти обстоятельства перевешивают положительный опыт жизни и работы в Москве иностранных предпринимателей, а также нивелируют фундаментальную привлекательность российской экономики.

Тем не менее, большинством опрошенных Москва оценивается как город, являющийся одним из наиболее предпочтительных среди развивающихся рынков и обладающий достойным уровнем инфраструктуры для ведения бизнеса. Инвестиционный имидж зависит не столько от уровня «жесткости правил игры», сколько от их предсказуемости и прозрачности.

При проведении исследования сильных и слабых сторон города Москвы как развивающегося финансового центра (SWOT-анализ) проанализирована конкурентоспособность Москвы по сравнению с развитыми (Лондон, Нью-Йорк, Шанхай, Гонконг, Франкфурт) и развивающимися (Варшава, Сан-Паулу, Дубай) финансовыми центрами.

Сильными сторонами Москвы являются:

— низкая ставка НДФЛ;
— крупнейший в Центральной и Восточной Европе финансовый рынок;
— высокий уровень образования и наличия специалистов в области информационных технологий;
— достойный уровень развития базовой инфраструктуры;
— широкие возможности для досуга и культурной жизни.

Основными угрозами для развития города как МФЦ являются:

— растущая конкуренция со стороны других развивающихся МФЦ;
— продолжение оттока капитала и ухудшение инвестиционного климата города;
— снижение качества образования и сокращения численности трудовых ресурсов;
— отрицательное влияние недостатков инфраструктуры на имидж города.

Слабыми сторонами Москвы как развивающегося МФЦ являются:

— высокие издержки;
— низкий уровень защиты прав собственности;
— неэффективное финансовое регулирование;
— низкий уровень бизнес образования и знания иностранных языков;
— низкая эффективность транспортной инфраструктуры;
— неразвитость систем здравоохранения и образования для иностранцев.

С учетом указанных сильных и слабых сторон, а также угроз существуют следующие возможности для развития города как международного финансового центра:

— разработка согласованного плана действий развития города как МФЦ;
— внедрение международных стандартов и требований в области финансового регулирования;
— расширение взаимодействия ВУЗов и бизнеса;
— снижение нагрузки на центр и расширение Москвы на основе принципа полицентричности;
— развитие современных систем образования и здравоохранения нацеленных на оказание услуг иностранным гражданам.

Таким образом, исследования показали, что восприятие рисков и перспектив ведения бизнеса в Москве в значительной степени отличаются у предпринимателей и инвесторов в зависимости от наличия у них опыта работы в регионе. Те из них, кто такой опыт имеет, гораздо лучше оценивают перспективы дальнейшей работы в городе по сравнению с потенциальными инвесторами, знакомыми с московскими реалиями «понаслышке», следовательно имеет место «разрыв в восприятии» города Москвы международным финансово-инвестиционным сообществом.

На основе проведенных исследований была разработана Коммуникационная стратегия позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра.

Стратегия коммуникаций ориентирована на формирование у целевых аудиторий позитивного восприятия Москвы и предусматривает проведение комплекса коммуникационных мероприятий, к которым относятся:

— создание и обновление базы данных «историй успеха» иностранных компаний в Москве;
— создание «горячей линии» с иностранными инвесторами;
— проведение круглых столов по тематике развития Москвы как МФЦ в рамках инвестиционных road-show в ведущих международных финансовых центрах;
— инициирование и публикация в зарубежных печатных и сетевых СМИ статей и интервью;
— проведение регулярных личных встреч представителей Правительства Москвы с представителями международного инвестиционного сообщества.

Также в 2012 году в рамках реализации мероприятия «Разработка и реализация стратегии позиционирования города Москвы как развивающегося международного финансового центра на международной арене» разработана актуальная концепция и осуществлен пилотный выпуск журнала на английском языке, посвященного тематике развития Москвы как международного финансового центра — «Capital Ideas. Strategies for Investing in Moscow». Журнал является одним из источников позитивной информации о развитии Москвы как международного финансового центра, а также дискуссионной площадкой для профессионалов финансового рынка и представителей экспертного сообщества по обсуждению основных перспективных направлений развития международного финансового центра в Москве.

Начиная с 2013 года специализированный журнал для иностранных инвесторов и бизнесменов выходит ежеквартально.


Нормативно-правовая база

Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2014 года № 441-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011г. № 477-ПП».

Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 5 августа 2014 года № 441-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 октября 2011г. № 477-ПП»


МОСКВА В РЕЙТИНГАХ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Москва — крупнейший экономический и торговый центр России, который характеризуется наибольшим размером экономики по сравнению с другими российскими регионами. Согласно Global Cities Index 2014 консалтинговой компании A. T. Kearney, Москва осталась в списке 20 глобальных городов, вносящих значительный вклад в развитие мировой цивилизации. Валовый региональный продукт (ВРП) Москвы в 2013 составил 351,0 млрд долларов США (оценка).

Позиции Москвы в рейтингах инвестиционной привлекательности городов и регионов